Главная / Статьи / Ламповые усилители или транзисторные

Статьи

« Назад

Ламповые усилители или транзисторные  03.01.2025 18:45

 

WE 91E
 

Первую усилительную лампу изобрел Ли де Форест в 1906 году, это была трехэлектродная конструцкция, другими словами – триод, но создатель назвал его Аудион, и вместо вакуума внутри был газ. 
Первые усилители на триодах появились только в 1912 году, в 1932 году Найквист придумал обратную связь для ламповых усилителей. Сегодня существуют усилители с обратной связью так и без нее. Но вы возможно скажите, зачем нам такой старый ламповый усилитель придуманный 100 лет назад. ведь сегодня существуют великолепные транзисторные усилители с потрясающими характеристиками. В принципе по такому пути все и покупают транзисторные усилители, ведь это острие прогресса. Но все длится до того момента, как искушенный слушатель не сравнит свой транзисторный усилитель с реальностью звучания лампового усилителя и практически всегда выбор за ламповым звуком.
Безусловно не каждый ламповый усилитель будет хорошо звучать, как и не каждый транзисторный. Первое что отмечают слушателти ламповых усилителей – отсутствие привычных уже синтетичных сибилянтов, на лампе голос льется, как живой. А вот транзисторный усилитель в большинстве дает отстраненный мониторный звук, многие говорят что "мертво звучит". Здесь большую роль играют гармоники.
Принято ругать ламповый усилитель за большие гармонические искажения по сравнению с транзисторными аппаратами, но это совсем не то за что можно ругать, да и вообще не нужно. Потому что в ламповом усилителе вы слышите именно гармоники. Например, гармоники для звука являются его обычной составляющей, скрипка вся состоит из гармоник, а звучит хорошо. В ламповых усилителях гармоники относительно большие ( от 0,2 до 1,5 %), но в них нет тех искажений, которые портят звук. Поэтому звук живой. А в транзисторах с коэффициентом гармоник 0,001 % ( как бы это очень хорошо, прогресс) звук убитый, "мертвый" и слушать такой не хочется например одни из - усилители Bryston, Classe Audio схема прекрасная, детали хорошие, но...( как правило к такому усилителю подбирают ламповый предусилель). Хотя есть и исключения например усилители McCormack КНИ 1%, в старых Mark Levinson 0.6%, и звучали очень даже хорошо (намного лучше чем Bryston). Во времена СССР нелинейные искажения усилителя было принято выражать с помощью коэффициента гармонических искажений КГИ.

Ламповые усилители вносят в основном четные гармоники в сигнал, в то время как в полупроводниковых усилителях более значимым оказывается вклад нечетных гармоник, вносящих диссонанс. То есть из сигнала частотой 200 герц после усиления может получиться набор сигналов с частотами 200, 400, 600 и 800 герц (вторая, третья и четвертая гармоники). Это происходит при перегрузке — использовании слишком мощного входного сигнала. Как именно перегруженное состояние влияет на гармоники в ламповых и транзисторных усилителях.  Выяснилось, что перегруженный ламповый предусилитель добавлял в основном вторую и четвертую гармоники к входному сигналу, совсем немного добавляя третью; в то же время пятая гармоника оказалась достаточно сильной в отличие от шестой. При этом чем выше уровень перегрузки сигнала, тем сильнее становится третья гармоника и тем слабее — четвертая. Зато даже у слабо перегруженного транзисторного усилителя доминировала как раз третья гармоника. Привлекательность» четных гармоник связана с тем, что удвоенный сигнал любой частоты звучит в итоге ровно на октаву выше, чем оригинальный сигнал, и такие сигналы звучат вместе с оригинальным органично. Однако утроенный (в случае с третьей гармоникой) сигнал звучит выше более, чем на октаву, и эта новая нота как раз и добавляет в звучание диссонанс. То есть четные гармоники добавляют звучанию полноты и объема, в то время как нечетные — паразитные нотки. Так что теперь у феномена «лампового звука» есть самое что ни на есть физическое объяснение.

 

Транзисторный усилиель, тут выбор всегда зависит от слушателя, и есть действительно очень хорошие транзисторные усилители, их еще называют "камнем" тут нужно понимать хороший транзсисторный усилитель будет стоить дорого, например прекрасный вариант DARTZEEL (Швейцария) или усилители Нельсона Пасса (Pass Lab) живое и естественное звучание. В большинстве своем транзисторные усилители представляют "мониторное" звучание, так сказать “честный” звук, который был при записи звукорежисера. Но дело в том что мониторное звучание это "рабочий инструмент" необходимый звукорежисеру при работе в студии, где необходимо четко слышать все звуки раздельно, для сведения трека. Здесь убрано все живое это если так можно сравнить родниковая вода и дистиллированная вода, что вкуснее...Выбор всегда за вами.

DARTZEEL_ CTH8550

Существует пара вариантов лампового усиления – это аппараты построенные на однотактной схеме и на двухтактной.

Двухтактная схема РР и Однотактная схема SE

РР_SE
Однотактные теоретически звучат лучше, по сути это самый прямой путь звука к ушам слушателя в классе А. великолепного чистого звука без обратной связи. 

Двухтактные ламповые усилители разработали для большей мощности. Идея проста – если у нас есть лампа которая имеет усиление до 6 ватт, и если мы поставим еще 1 лампу и 2 лампы дадут 12ватт,  сигнал разделим на положительную и отрицательную полуволну, и каждыя лампа будет усиливать свою часть (РР - Push Pull).
Из этого следует, что для двухтактного усилителя нужны подобранные пары ламп. В однотактном усилителе подбор ламп делать не обязательно, но хуже не будет если будет подобранная пара. Но если у вас стоит две лампы паралельно в однотактном усителе, тут подбор уже будет нужен.

Многие говорят что двухтактные усилители хуже – все решает конечно стоимость. Но в защиту духтактных (РР - Push Pull) усилителей можно сказать что они играют динамичнее, мощнее и быстрее, конечно большую роль играет еще жанровость музыкального материала. А вот когда бюджет не ограничен можно выбрать и мощные однотакты (SE -  single ended). например Audio Note/Kondo Kagura 211 или  Audio Note/Kondo ONGAKU, усилители мощности  Jadis, тут будет все впорядке.

ongaku_img1

kagura_img2

JADIS JA 30

Сейчас существует много разных радиоламп, триоды (первые усилительные были на них такие как 300В от Western Electric),  пентоды, тетроды. Каждая лампа имеет свой характер звука, свой шарм, нравится или ненравится всегда есть выбор для вашего тракта, оформления вашей комнаты прослушивания, что играет большую роль в выборе той или иной лампы.…А вообще выбор лампы можно сравнить с подбором кабелей, межблочных, акстических, сетевых кабелей, процесс выбора лампы очень похож. Что еще очень хорошо, в ламповых усилителях вы всегда можете быстро заменить лампы, одного производителя на другого, благо выбор на рынке большой от новодельных до винтажных NOS и изменить звучание вашей системы, за 5 минут, что не возможно будет сделать в транзисторном усилителе, там только замена кабелей

Но хочется сказатьтем тем, кто только хочет перейти на ламповый звук, покупайте усилители только на лампах которые сейчас производятся, просто есть некоторые "таланливые" производители которые делают свои усилители со старыми винтажными лампами, и которые сейчас не производятся и нет прямых аналогов.