Статьи
« НазадАкустические системы Klipsch Heresy III 23.05.2020 16:28
Фирма Klipsch, основанная инженером и акустиком Полом Клипшем в далеком 1946 году, известна, наверное, всем любителям аудио. Яркие и динамичные колонки этой марки в чем-то повторяют характер своего создателя, которого шутливо, но с уважением именуют «повелителем рупоров». История Klipsch неразрывно связана с историей жизни и увлечений ее создателя — эксцентричного жизнелюба Пола Клипша, электротехника, инженера и музыканта, который в молодые годы играл в студенческом симфоническом оркестре, а позже в джазовом ансамбле. Именно любви Пола к БСО обязаны своим происхождением знаменитые Klipschorn — большие рупорные колонки для угловой расстановки, сконструированные в год основания фирмы. Идея заставить углы комнаты работать во благо, усиливая отражения звуковых волн, была абсолютно непривычна, но рассчитанные в соответствии с данной задачей корпуса и динамики продемонстрировали жизненность такого подхода. Впоследствии он стал обычным для фирмы. Напротив, первый вариант Klipsch Heresy, датированный 1957 годом, казался с этой точки зрения ересью. Что, собственно, и обусловило их название, сначала шуточное, а потом официальное. Подобная единичная АС должна была работать не как угловая, а как центральная колонка, улучшая объем и стереопанораму между двумя угловыми рупорами. В результате эти малыши, наряду со старшими собратьями по линейке Heritage, превратились в золотую классику жанра и долгие годы просуществовали без всяких изменений. В 1985-м появился второй вариант, Heresy II, а спустя еще 21 год — «номер три», выпущенный в 2006-м в честь шестидесятилетнего юбилея фирмы. В отличие от Heresy II с их полимерными диффузорами у твитера и среднечастотника (фенольный купол на СЧ и жесткая полиэфиромидная мембрана на ВЧ), новая версия акустических систем оснащена титановыми диафрагмами в обоих случаях. Иные частоты настройки кроссовера дали чуть зауженную полосу для СЧ (предыдущий вариант имел 700 и 6000 Гц соответственно). Также у Heresy III появилась возможность бивайрингового подключения. Оба динамика нагружены на рупоры: среднечастотник — на экспоненциальный, а высокочастотник — на Tractrix®. Рупор, сделанный по трактрисе, получается короче экспоненциального, поскольку, повторяя поведение последнего в горле и в первой половине длины рупора, ближе к выходу «искривляется» и полностью раскрывается быстрее экспоненциального. Вообще говоря, эту идею впервые выдвинул инженер Пол Войт в 1926 году, а одна из конкретных ее реализаций была запатентована Полом Клипшем спустя двадцать лет и с тех пор неизменно присутствует в акустике его компании. Как обычно, Klipsch использует компрессионные динамики с установленной на тыльной стороне закрытой камерой, позволяющей уравнять нагрузку на внешнюю и внутреннюю поверхность колеблющейся мембраны за счет создания сопротивления, примерно равного сопротивлению в горле рупора, но направленного в обратную сторону. Чувствительность новых Heresy стала повыше, хотя и незначительно, а магнитная система на СЧ, как утверждается, более мощной. В отличие от классических старых Klipsch с басовиками Electro-Voice последний вариант Heresy оснащен 12-дюймовыми НЧ-излучателями другой фирмы, хотя по-прежнему явно профессионального происхождения. Для них производитель также указывает большую перегрузочную способность. Легкий и жесткий диффузор концентрической структуры из бумажной массы с добавлением направленных волокон снабжен гофрированным подвесом (на вид — ткань с пропиткой). Корпуса крохотных напольников изготовлены из 18-мм листов MDF и отделаны шпоном натурального ореха с красивой живой фактурой. Для своих габаритов малыши весят изрядно. Скошенные подставки обеспечивают ориентацию излучателей вверх, на уровень ушей слушателя. На задней стенке закрытых кабинетов имеются только клеммники лесенкой с двумя парами довольно простых акустических терминалов для бивайринга. Грили из очень жесткой плетеной ткани устанавливаются заподлицо в выступающее обрамление передней панели. Несмотря на отсутствие дизайнерских изысков, у колонок есть отчетливый спокойный стиль «вне времени», так что чем дольше на них смотришь, тем больше они нравятся. В нашем распоряжении оказался ламповый однотактный ультралинейный усилитель Unison Research Sinfonia, функционирующий в чистом классе А и выдающий 27 Вт на канал. С этим солидным ламповым устройством акустика Klipsch показала, на что она действительно способна. Первые приятные эмоции при прослушивании этой связки были обусловлены свободной и естественной подачей натуральных инструментов и прекрасной отработкой тембральных и микродинамических нюансов. Сольный вокал и дуэты позволяют любоваться всеми переливами тембров голосов и певческими приемами. Очаровало и умение АС переключаться с утонченного ясного барокко, с паутинкой ритмических долей, игрой оттенков инструментов и четкой расстановкой всех музыкантов на сцене, на мощный вал тутти БСО, поддержанного хором. Трудные моменты наподобие напряженного драматичного сопрано, медных духовых или средних регистров органа тоже получаются насыщенно и полновесно, хотя без излишней телесности или приземленности — «тепловой» баланс выдержан очень хорошо. Правда, колонки не рассчитаны на рекорды громкости, и в сложных симфонических фрагментах звук на форте все же искажается и заметно садится в обе АС. Но при разумных уровнях подводимой мощности плотный оркестровый воздух сразу вызывает ощущение реалистичности происходящего, а превосходные пропорции и разделение инструментальных линий не мешают полностью погрузиться в сопереживание музыке. Heresy III совсем не свойственна аналитичность или сухость подачи, они музыкальны и эмоциональны в очень высокой степени. Бас, хоть и ограничен снизу, имеет отличную фактуру, редко встречающуюся вообще и еще реже в данном ценовом диапазоне. За счет этого недостаток самых нижних частот компенсируется полностью. В «Аппассионате» в исполнении Гилельса великолепен нижний регистр, с легким рокотом и открытыми струнами рояля, полновесными и точными касаниями клавиш в большой октаве. Физически эти частоты акустика не воспроизводит, но слух, воспринимая прекрасно выстроенные обертона, без проблем достраивает информацию. При переключении с классики на жесткие жанры колонки снова удивляют, совершая контрастный переход от трепетности изложения к напористой концертной подаче, железному ритму и увесистым ударным. Последние вообще относятся к числу любимчиков у системы с Heresy III, она ими явно любуется и чуть подчеркивает рассыпчатые барабанные дроби, позволяет понять характер и манеру игры разных ударников. Детальная и раздельная отработка ударов палочек по тарелкам заставляет похвалить разрешение уже на верхних частотах. Опять-таки в этом ценовом секторе я, пожалуй, не слышала столь же филигранно выписанных ритмических структур и послезвучий и такой хорошей фактуры ВЧ. Гитары получаются густо, плотно и очень вкусно, плюс активные и эмоциональные голоса вокалистов, плюс ритм, который, кажется, просто базово и естественно присущ АС, — все это дает совершенно нереальный кайф от прослушивания роковых и металлических записей. И еще раз стоит отметить исключительную сыгранность комплекта из Klipsch Heresy III и Unison Research Sinfonia — они как будто созданы друг для друга, нет даже намека на вялость, кашу в середине или недостаточный контроль акустики. В популярной музыке колонки снова демонстрируют идеальное чувство пропорций. Вокалист на переднем плане предстает крупным, но не «размером с вагон», расстановка музыкантов на сцене ощущается почти визуально. И, что немаловажно, Klipsch Heresy III равно симпатизируют как новым, так и старым архивным записям. Результаты измерений Хотя в среднем на большей части рабочего диапазона акустические системы Klipsch Heresy III характеризуются как высокоомные, признать их легкой нагрузкой для усилителя нельзя. Причина этого — приличный разброс значений модуля импеданса в зависимости от частоты сигнала (максимум достигает 53 Ом) и большое отклонение фазового угла в области минимума сопротивления (рис. 2). Чувствительность колонок оказалась на 4 дБ ниже паспортного значения, хотя все равно выше всяких похвал — 95 дБ/Вт•м. На краях рабочего диапазона частот наблюдается незначительный (в пределах 3 дБ) подъем характеристики (рис. 1). Неравномерность в полосе средних и высоких частот не превышает +/-2,5 дБ. Нижняя граничная частота по уровню –10 дБ составляет 40 Гц (58 Гц по –3 дБ). Нелинейные искажения остаются на приемлемом уровне даже при большой подводимой мощности. Среднее по частотам значение этого показателя при 88 dBSPL равно 0,35% (рис. 3). Паспортные данные: Тип – напольные акустические системы | Название – Klipsch Heresy III | Частотная характеристика, Гц – 58—20 000 (по уровню (+/-3 дБ) | Число полос – 3 (НЧ – 30,5 см, бумажно-волоконный композит, СВЧ – 4,45 см, компрессионный, с титановой диафрагмой и с экспоненциальным рупором, ВЧ – 2,5 см компрессионный, с титановой диафрагмой и с рупором Tractrix; частоты раздела 850 Гц и 5000 Гц) | Акустическое оформление – закрытый ящик | Сопротивление, Ом – 8 | Чувствительность, дБ – 99 | Габариты одной колонки, см – 60,5 x 39,4 x 33,7 | Масса одной колонки, кг – 20 Оценки: Дизайн - 90% Качество изготовления - 95% Звучание - 95% Эргономика - 90% Итоговая оценка - 95% Плюсы: метрономный ритм, отличное разрешение на ВЧ, очень быстрый и разборчивый бас, выдающаяся жанровая универсальность Минусы: требуется аккуратный подбор компонентов в систему Вывод: Замечательные меломанские АС, созвучные исполняемой музыке и играющие очень живо, открыто и энергично. После минимальных усилий по расстановке в помещении они создают устойчивое впечатление, что всю жизнь тут стояли и играли, — высший класс
Редакция Hi-Fi.ru |