В линейке интегрированных усилителей польской компании Fezz Audio Titania — самая мощная модель, выдающая по 45 Вт на канал и работающая в пуш-пулл (РР) режиме в классе АВ1.
Внешне и функционально усилитель очень лаконичен. Аккуратный дизайн, на выбор четыре цвета — черный, белый, красный и бордовый. В комплекте есть защищающий лампы кожух. Функционально все очень просто: три пары небалансных входов, регулятор громкости. Также есть пульт дистанционного управления, регулирующий громкость, и сквозной канал на случай интеграции с многоканальной системой. Вот и все, что можно сказать про пользовательские функции — классическая реализация ламповой схемотехники и минимально необходимое управление.
Кстати, на базе этого же аппарата есть у производителя и моноблоки Titania, которые вместе с родным предусилителем Sagita могут работать и как моноблоки, и использоваться для би-ампинга, если взять четыре усилителя мощности — предусилитель это позволяет.
В отличие от некоторых ламповых аппаратов на подобных лампах, смена ламп KT88 на какие-либо другие разновидности ламп KT не предусмотрена. Но потенциально поставить лампы более качественные, чем стоковые, очень даже можно. Хотя забегая вперед замечу, что и со штатными лампами звук весьма хорош — нет ощущения, что лампы поставили такие, чтобы только проверить работу, а потом менять. А если все же менять — то альтернатив паре ECC83 и четверке KT88 можно найти массу.
Внутреннее устройство усилителя достаточно простое — схема к этому располагает. Все аккуратно: детали неплохие, за исключением силового трансформатора все построено по схеме двойного моно, вспомогательные схемы, как то же дистанционное управление, вынесены отдельно. Основной монтаж не навесной, а на печатных платах. Собрано все внешне грубовато, но на деле выглядит надежным и добротным. Выглядит все и изнутри и снаружи примерно как олдскульное ламповое аудио, как его делали много десятилетий назад. Конструкция не особо позволяет оценить трансформаторы, их не видно и так просто до них не добраться, но тут уж что есть — будем просто слушать.
Тестовая система сложилась следующая: две пары акустики Martin Logan — электростаты ESL X для первой части теста и напольники классической конструкции Martin Logan Motion 60XTi. В качестве источника ЦАП Mytek Manhattan II и Aurender в качестве стримингового транспорта.
Shelly Manne, Bill Evans With Monty Budwig — Empathy
Насыщенный и наполненный звук, весьма светлый, экспрессивный. Сходу не заметно подчеркнутой ламповости — нет ни смазанности, ни нарочитой мягкости. Звук и острый и динамичный. Не холодный, это да, но и теплоты особо не заметно, разве что чуть-чуть угадывается. Да и то, если поставить систему за ширму, ламповую природу усиления опознать будет сложно.
Хорошая проработка всего диапазона, от баса до верхних частот. Верхов вообще много — ударная медь звучит ярко, сочно, без сглаживания. Хотя и как колючесть это не ощущается, все в целом экспрессивно, но аккуратно. Да и с акустикой усилитель справляется очень пристойно: казалось бы, не самая ровная нагрузке, но провалов или перекосов не наблюдалось. Впрочем, пока это не самая сложная музыка.
Angelo Badalamenti — Soundtrack From Twin Peaks
Отменная наполненность, приятная бархатистая проработка низкочастотного диапазона: у звука совершенно точно есть основа, середина и верха, которых тоже много не виснут в воздухе — сшивка по диапазону получается хорошей. Пусть эту сшивку полос у электростатов чуть-чуть слышно, но она не ощущается какой-то неестественной, то есть акустика звучит примерно так, как и должна, и хорошо звучит, вопросов по контролю на примере этой записи у меня не возникает.
Эмоциональность тоже в полном порядке, звук яркий, живой, подвижный. Этот характер не утомляет, слушать интересно, есть вовлеченность, но она не чрезмерна, не вызывает утомления. Воспринимается все-таки в первую очередь музыка, и на ее фоне можно обращать внимание на звуки, но это ненавязчиво, по желанию. Детальности вполне хватает, ее много, но она не выпяченная, даже при том, что подача может показаться светло-яркой. Просто слышно многое, но без въедливого препарирования.
И некое пространство, объем звука, точнее, музыки воспринимается цельным. Пожалуй, тут все гармонично, хотя на некоторых треках уместнее была бы более темная подача. Но в остальном — очень хорошая слитность на фоне детальности, отменная протяженность послезвучий, красивое затухание, и это создает свою атмосферу. Именно атмосферность звука притягивает больше всего: слушать интересно.
Chromatics — Running From The Sun
Очень объемно и атмосферно, баса чуть меньше, чем могло бы быть, но зато с контролем все нормально, и несмотря на некую смягченность, низ как-то очень естественно вписывается в общую картинку звука. Проработка же средечастотного диапазона и верхов просто радует — всего много, никакой замыленности, хорошая детальность и динамика, красивый баланс между основными звуками и послезвучиями.
И все это складывается в живую и эмоциональную подачу в целом, уже подмеченная ранее музыкальность — основная черта характера системы. Кстати, громко слушать приятно. Но и на малой громкости звук сохраняет цельность, стройность, и не становится блеклым. Я очень заметно менял диапазон громкости — хуже не стало, становилось просто тише или громче. А мощности усилителя хватало более чем: крутить ручку дальше 10 с небольшим часов я не стал — уже совсем громко получалось.
My Dying Bride — Evinta
Детально, атмосферно, весьма хорошо на тихих звуках. И даже светлая подача не делает звук менее драматичным, эмоциональность музыки узнаваема и воспринимается ближе к естественной. Плотные тяжелые гитарные партии звучат чуть сглажено, но при этом все читается — и вокал и инструментальные партии. Все в целом — интересно, хотя местами не хватало холодной пронзительности в звуке. Вроде бы и каши точно нет, и детальность хорошая, и динамики хватает — но немного не так. Более мелодичные и не темные жанры усилителю все же нравятся больше, хотя по формальным критериям и с этим альбомом усилитель и система справились хорошо.
После смены акустики на Martin Logan Motion 60XTi характер звука изменился ровно настолько, насколько это зависит от акустики самой по себе — та же слитность, цельность, богатая проработка средне-верхнего диапазона и приличный чуть-чуть смягченный бас остались.
Но в целом все-таки не похоже звучание системы на многие стереотипно-ламповые усилители: оно ровнее по диапазону, без явной теплоты, без смягченности. Нет воздушной атмосферности электростатов, но в остальном — динамика и детальность не стали хуже, контроль над звуком и так вполне достаточный. С этой акустикой более привычная в чем-то сцена, но в обоих случаях чувствуются хорошая глубина, объем.
Хирургического разделения образов и планов нет, но в целом все гармонично, слепленности не ощущается, контуры образов проработаны естественно, с приличной отчетливостью. И взаимные пропорции соблюдены правильно. Это общее впечатление от записей, прослушанных с первой парой акустики. Но над послушать и что-то еще, может, откроются другие грани характера.
Telemann: Recorder Sonatas Dan Laurin, Anna Paradiso, Mats Olofsson
Прозрачное и воздушное звучание, клавесин, может быть, звучит чуть не так остро-колюче, как мог бы, но в целом подача реалистичная, очень неплохи динамика и детальность, отличная проработка послезвучий, объема звука. Слушать интересно, звук совершенно не утомительный, хотя светлый и в меру яркий — это заметно. Хорошая, правильная, не рубящая, но точная динамика, правильный баланс атаки и затухания, что на примере этой записи и слышно — и существенно. С такой подачей клавесинные исполнения могли бы понравиться многим, кому они кажутся чрезмерно звонко-острыми. И это при том, что формальной сглаженности или замыленности я тут не услышал.
Vaughan Williams On Brass
И снова можно отметить детально-праздничное звучание с хорошо считываемыми инструментальными партиями. Все в целом чуть-чуть мягче, чем я ожидал ощутить на основе уже услышанного, но все равно хорошо, особенно в плане эмоционального восприятия музыки как музыки, а не как набора звуков. Именно за мелодией следить интереснее, чем за звуками, эффект погружения выражен заметно.
Dalmatica — Chants of the Adriatic
Хорошо слышно и хор, и солистов, чувствуется пространство записи, буквально можно «срисовать» помещение. И детальность достаточно высокая, и с послезвучиями все неплохо. Может, могло бы быть еще детальнее, но цельность звучания на очень хорошем уровне. А главное — хор слушается как хор, со всеми теми интонациями голоса как музыкального инструмента, а это важное качество.
Выводы
Конструктивно — очень простой усилитель, хотя тот же сквозной канал может быть очень востребованной функцией. А то, что больше ничего нет — так и не нужно это при такой схеме старой школы. Понравилось, что аппарат не звучит подчеркнуто лампово, да и в окраске почти не замечен. То, что схема сделана на лампах KT88, позволяет массу интересных апгрейдов, в сравнении со «старшими» вариантами ламп KT120.
Да, могло бы быть больше мощности, но, во-первых, я не почувствовал ее недостатка, а во-вторых, именно лампы КТ88-е на мой вкус оказываются самыми интересными по звуку. Ну, а кому нужно мощнее — я выше упоминал моноблоки, которых можно использовать даже и не два, а больше. А если не отвлекаться — аппарат весьма сбалансирован по звуку и имеет вполне приятный характер, без перекосов.
Музыкальный материал
Angelo Badalamenti – Soundtrack From Twin Peaks / Warner Bros. Records
Chromatics - Running From The Sun / Italians Do It Better
Dalmatica - Chants of the Adriatic / Arcana
My Dying Bride – Evinta / Peaceville
Shelly Manne, Bill Evans With Monty Budwig - Empathy / Verve Records
Telemann: Recorder Sonatas Dan Laurin, Anna Paradiso, Mats Olofsson / BIS Records
Vaughan Williams On Brass - Tredegar Town Band, Ross Knight, Ian Porthouse, Martyn Brabbins / Albion Records
Тип: полный ламповый стерео усилитель
Максимальная мощность: 2 х 45 Вт
Класс: АВ1, РР
Выходной импеданс: 4, 8 Ом
Частотный диапазон: 18 Гц — 103 кГц (-3 дБ)
КНИ: < 0,2%
Входы: RCA 3 пары
Потребляемая мощность: 225 Вт
Используемые лампы: ECC83 x2, KT88 x4
Габариты: 420x410x175 мм
Вес: 17,5 кг