Главная / Статьи / Принципы формирования гитарного звука по качественному

Статьи

« Назад

Принципы формирования гитарного звука по качественному  15.04.2023 00:00

 
 
 

 

 

Описав в одной из статей принципы формирования гитарного звука по максимально качественному и гибкому пути, я разобрал лишь один из существующих на практике вариантов. Конечно, построение гибкой цепочки является оптимальным вариантом, но, к сожалению, весьма редко встречающимся. В подавляющем большинстве случаев музыканты идут по более легкому и значительно менее качественному пути, собирая из отдельных , неспособных к изменениям звеньев свою звуковую цепочку. В результате чего получают в конечном счете звук, отдаленно напоминающий желаемый, лишенный индивидуальности, да еще с обязательным довеском в виде теплового шума, наводок и прочей грязи. В основном, это происходит из-за отсутствия объективной информации и грамотности в вопросах формирования звука.

Существует огромное количество "умников", полагающих, что при помощи обычной поточной гитары из магазина, пары напольных примочек или недорогого процессора (да хоть бы и дорогого) и комбика можно получить уровень звука, который мы слышим с компактов известных музыкантов. Было бы полбеды, если бы эти откровения они держали в себе, так ведь их просто распирает от непреодолимого желания донести этот бред до всех окружающих, что увеличивает количество гитаристов с пластмассовым звуком.

Можно ли все-таки как-то менять звук или улучшить его качественные показатели, уже имея недорогую цепочку? В данной статье будут рассмотрены номиналы ламп и собранные с ними усилители, многие из которых можно отнести к началу эпохи рок-музыки. Тем не менее, многие из этих моделей выпускаются и по сей день, а звук остальных служит прототипом многих современных усилителей.

"Исторические" лампы давно несуществующих производителей как это ни странно, встречаются и сегодня, причем не только в старых усилителях, но и не использованные.И именно эти лампы являются отправной точкой в оценке параметров и звука современных моделей ламп. Одной из составляющих звуковой цепочки является усилитель, а в определенных консервативных кругах, обязательно ламповый. Обычно владельцы ламповых усилителей используют их не только для усиления звука, но и для его искажения (перегрузки). Все ламповые усилители и лампы в отдельности имеют свои характерные особенности, что дает возможность менять звук. Именно лампе посвятим данную статью. Сразу оговорюсь, что в подготовке этого материала мне оказали неоценимую помощь знания президента корпорации THD Энди Маршалла (Andy Marshall).

Итак, что такое вакуумная лампа? Это одна из деталей усилителя как раз и предназначенная для увеличения силы тока или напряжения сигнала (в нашем случае гитарного). Эту же функцию выполняют транзисторы, которые пришли на смену лампам, ибо они лучше ламп. По сути дела лампа является "термическим клапаном" , который контролирует движение электронов через вакуум. В данном случае вакуум используют для того, чтобы максимально исключить случайные факторы, влияющие на поток электронов и сохранить лишь действительно необходимые возможности для управления электронами посредством изменения напряжения, подаваемого к различным частям лампы. Транзистор подобен этой схеме , но в нем электроны движутся через кремниевый кристалл.

Какие лампы предварительного каскада наиболее интересны для гитаристов?

Обычно ставят радиолампу 12АХ7 (тип сдвоенного триода с девяти контактным разъемом). Однако существует еще несколько иных ламп с аналогичным разъемом, в результате чего вы можете менять один номинал на другой, и тем самым изменять свой звук. Кстати, заменив лампы даже на аналогичные, вы все равно измените звук, просто это будет не так явно. Если по части изменения тональных характеристик эти замены работают относительно тонко, то коэффициент усиления колеблется в несколько раз. Наибольшим коэффициентом усиления обладают 12АХ7 или по индустриальному коду 7025 ( условно примем его за 100). Следующей лампой по убыванию коэффициента является 12АТ7 (Gain 60). Именно она используется в фазовом инвертере каскада переусиления большинства фендеровских усилителей с 1963 года. Это также лампа 12АZ7 (Gain 60) - редко встречающийся экземпляр, хотя Лео Фендер использовал их в некоторых "твидовых" (tweed) усилителях, являющихся в наше время настоящим раритетом.

Следующей по очереди будет 12АУ7 Эти лампы использовались на первом каскаде многих фендеровских твидов, но только там. Лампа 12АU7 замыкает этот ряд 12-вольтных ламп. Она использовалась в некоторых старых Gibson, каскадах переусиления Hiwatt и маршалловских Major.

Как можно на практике использовать эти знания?
Напомню: меняя лампы предварительного усилителя, вы меняете свой звук.
Например, если ваш чернопанельный Fender Deluxe искажает слишком сильно (а это совсем не редкость), вы можете вынуть из первого каскада 12AX7 и заменить их на 12AT7. Тем самым перегрузка на предварительном усилителе уменьшится. Если ваши звукосниматели обладают мощным выходом, а вы хотите сохранить чистый звук Deluxe в неприкосновенности, вам следует вынуть со входа второй линии 12AX7 и поставить 12AT7, а если этого недостаточно, то и 12AU7.
Другой вариант замены , преследующий популярные цели, это установка 12AX7 вместо 12AT7 на плате driver/phase splitter (каскад переусиления/фазовый инвертер) в фендерах с черной или серебряной панелью для достижения на входе больших искажений и драйва. Благодаря этому нехитрому методу, вы можете контролировать чувствительность и степень искажения вашего усилителя без кардинального изменения его звучания. Однако, лампы используют не только для непосредственного усиления.Одним из таких примеров является реверберационная цепочка. "Реверберационная" лампа посылает сигнал в реверберационный ящик, но не напрямую, а через небольшой трансформатор, который приводит выходное сопротивление лампы в соответствие с входным сопротивлением обмотки реверберационной пружины. Таким образом она работает, как маленькая выходная лампа. Имеется в этой цепочке еще одна лампа, которая усиливает сигнал уже после реверберационной камеры, доводя его до уровня прямого гитарного сигнала, поступающего в усилитель.Из-за преобразования электрического сигнала в механическое движение пружины и обратно очень мощный входной сигнал превращается в неприемлемо слабый . Для компенсации этих потерь и необходима работа второй лампы.

Определимся с функциональными различиями ламп предварительного и выходного каскадов. Большей частью предварительный каскад усиливает очень слабый сигнал, приходящий от звукоснимателя до относительно высокого уровня, необходимого для нормальной работы выходного каскада. Это также нужно для компенсации потерь в цепях тембрблока, ибо, если вы посылаете десятивольтный сигнал в типовой тембрблок, то на выходе получаете примерно один вольт. Искажения, появляющиеся в предварительном усилителе, по существу напрямую зависят от напряжения. Выходной же каскад ламп (power amp) не увеличивает напряжение, он только обеспечивает необходимую электрическую силу сигнала для нормальной работы выходного трансформатора. Так как сигнал проходит через выходные лампы, то они тоже влияют на звучание усилителя, причем даже в большей степени, чем если бы усилитель работал на пределе своей мощности. Исходя из этого, искажения выходного каскада зависят от силы тока.

Какие номиналы выходных ламп используются чаще других? Наиболее популярными среди выходных ламп мощности являются пентоды 6L6EH и EL-34. 6L6GC одна из старейших ламп в своем классе (pentod, beam power) и очень часто встречаются в гитарных усилителях, с 50-х годов, являясь стандартом американских высокомощных усилителей.

Jim Marshall и Ken Brian (маршалловский дизайнер) выбрали EL-34 основной лампой потому, что в середине 60-х в Великобритании стало трудно доставать 6L6 и EL-34 пришли им на замену.Эти лампы похожи друг на друга и их использование зависит от того, каким образом построена схема вашего усилителя, иногда, при небольшой переделке схемы, они могут быть заменены друг на друга, иногда - нет. Это не значит, что , если вы имеете Fender Twin , вы можете просто вынуть лампу 6L6 и вставить в разъем EL-34. Хотя известно, что "Твин" может иметь конфигурацию, удовлетворяющую обеим лампам. Также справедливо, что почти каждый из пятидесяти- или сто-ваттных маршаллов могли использовать 6L6 с минимальными изменениями в электрических цепях. Особо отмечу, что внутри усилителя есть участки с очень высоким напряжением, реально опасным для жизни. Если вы не слишком хорошо разбираетесь в электронике, то доверьте переделку специалисту. Кроме того, следует учитывать, что при подобной переделке ничего гарантировать нельзя.

Как звучат 6L6?

Звучание  6L6  это плотный, чистый и без значительных потерь конца высоких частот, как это происходит с EL-34, работающей на приличной нагрузке и это объясняет то обстоятельство, почему усилитель с 6L6 в выходном каскаде на большой громкости сохраняет свои гармоники лучше. Большинство выходных каскадов классических американских усилителей c 6L6, таких как Fender Twins и Super Reverb имеют недостаточные диапазоны гейна (переусиления входа) в предварительном каскаде и 12AT7 в позиции phase splitter/driver недостаточно, чтобы нагрузить выход до максимальных значений. Если вы погромче "заведете" Twin Reverb , то он начнет искажать звук, но этот звук не будет похож на звучание Маршалла JCM 900, так как Twin не имеет гейна в предварительном усилителе. Если вы нагрузите Twin еще больше, то получите кристально чистые гармоники, как Mesa/Boogie делала в оригинальном Mark I, когда они заставляли работать предварительный каскад в режиме чудовищного усиления, тем самым сильно раскачивая выход. Если вы сравните ранние Mesa/Boogie с эквивалентным по усилению агрегатом, укомплектованным EL-34, например таким как Master-volume Marshall, то заметите, что Boogie смогли сохранить большую часть верхних гармоник и мягкое окончание высоких частот на большой громкости.

Некоторые "силовые" лампы имеют различные обозначения, несмотря на достаточно близкие технические характеристики. Это произошло лишь из-за того, что страны-производители придумывали свои собственные маркировки, не утруждая себя какой-либо стандартизацией. Например, то, что называется в Англии, как EL-34, в США имеет марку 6CA7,но конструктивно у нее большой анод, что дает более плотное звучание, хотя технические параметры этих ламп довольно близки. Если бы английские производители ламп Mullard (в настоящее время не существует) захотел продать в США в 50-х годах свои EL-34, то он бы присвоил им названия 6CA7, и наоборот: если америкаской "Сильвании" надо было поставить в Англию свои 6CA7, то она маркировала бы их , как EL-34, ибо английские покупатели знали только это обозначение. Так что совсем не факт , что лампа с маркировкой EL-34 обязательно английского производства. Что является причиной различного звучания этих ламп? Производственные технологии и материалы, используемые для изготовления компонентов ламп - катод, анод, решетка и т.д. - влияют на звук. Обычно 6CA7 производства Sylvania воспроизводят звук чуть жестче и плотнее, чем английские EL-34. EL-34 Mullard обладали меньшим к.п.д. и давали чуть больше тепла, чем американские 6CA7. Скорее всего именно из-за этого и родилась разница между американским и английским саундом, которая в дальнейшем стала более явной. Несмотря на вышесказанное, обе лампы взаимозаменяемые ( в том числе и EL-34 российского производства). Смещение (bias) "елочек" слегка отличается , но тем не менее остается в подходящем диапазоне, чтобы приравнять их к 6CA7. Вот два примера пользователей мулардовских ламп: это Эрик Клэптон и Пит Таунсенд, что слышно на их ранних записей, пока Муллард не канул в лету.

С EL-34 вы слышите ровный звук, медленную атаку , и он насыщается уже на небольшой громкости. На малой громкости , пока лампы работают до насыщения ( уровень, после которого уже не увеличивается выходное напряжение и сила тока), они звучат с чуть лучшим презенсом и равномерностью, как известно эти преимущества быстро пропадают по мере увеличения нагрузки, из чего можно сделать вывод о прямой зависимости звучания ламп от нее. 

Американские 6CA7 искажают больше, но не реагируют изменением частоты столь сильно, как британские лампы, однако , для того , чтобы они начали искажать, их нужно нагрузить значительно больше английских EL34. Одинакова ли выходная мощность у 6L6 и EL34? Мощность более или менее одинакова. С парой этих ламп можно получить по 45-60 ватт чистого звука , и от 75 до 90 ватт с искажениями. Но обычные лампы с такой маркировкой с трудом могут показать такие результаты. Пара российских 6L6, проверенная фирмой Groove Tube, способна выдать до 75 ватт неискаженного звука. Другие российские лампы 6L6 из иных источников, кстати не менее популярные, например Светлана, развивают мощность до 35 ватт. Аналогичный выход и у китайских 6L6, однако , вам серьезно повезет, если вы сможете выкачать из них 50 ватт и, тем более , сохранить это неординарное достижение более недели. Почему же они, тем не менее , используются? Потому что, в своей реальной неэффективности они очень похожи на оригинальные 5881, которые когда-то выпускались General Electric или Tung-Sol (ныне закрытый завод в Нью-Джерси) и использовались Фендером во второй половине 50-х годов в комбиках Bassmen. Китайские 6L6 звучат , как оригинальные 5881, скорее случайно, так как они не могут потреблять уровень напряжения 5881, который поддерживался на аноде в 600 вольт, в то время, как китайские лампы в реальности не выдерживают более 430 вольт. Что такое радиолампа 5881-? Это всего навсего военная разработка, усовершенствовавшая "крепыша" 6L6. 5881 эдентичны с электронной точки зрения и обладают близким по значению сопротивлением, емкомстью и напряжением. Как мы видим, 6L6 просто разновидность , и ничто, что выходит за ее параметры , не может быть названо 6L6. 

Теперь немного о радиолампе 6V6. Это достаточно хорошая лампа мощности, но обладающая значительно меньшей емкостью анода, вследствие чего по показателю мощности пару 6V6 нельзя поставить рядом с парами EL-34 или 6L6. По своему выходу она более эквивалентна лампе EL84. Пара 6V6 развивает мощность между 18 и 25 ваттами и, потому, обычно эти лампы используются двумя парами. Первое, что приходит на память из усилителей, укомплектованных четырьмя 6V6 - это Jim Kelley , который обладает весьма оригинальным звучанием. В рядах поклонников Jim Kelley значится Bonnie Raitt. Этот усилитель звучит как Fender De Luxe, но только вдвое громче. При его изготовлении Джим пошел простым путем: использовав традиционный предварительный каскад, он просто удвоил мощность за счет четверки 6V6.

На самом деле 6V6 весьма распространенная лампа, которая использовалась в царстве твидовых и чернопанельных "де люксов". Для представления звука твидового Deluxe послушайте несколько ранних альбомов ZZ Top.


По материалам Гитарной мастерской Ивана Казакова

 



Источник: http://www.audio-hi-fi.ru/forum/viewtopic.php?p=1098#p1098