Статьи
« НазадПочему ламповые и транзисторные усилители звучат по-разному ? 07.01.2014 06:19Почему ламповые и транзисторные усилители звучат по-разному ? На эту тему написано ооочень много, вот несколько ссылочек, но это далеко не все, вы сами можете погуглить эту тему, и найдете еще много чего: http://musicangel.ru/mess018.htm http://musicangel.ru/mess073.htm http://www.muzoborudovanie.ru/articles/valves.php http://ayonaudio.net/whybetter http://forum.qrz.ru/archive/index.php/t-17375.html http://forum.hifinews.ru/acoustic_systems/topic79-1.htm
но кажется, что единого мнения по этому вопросу нет. Как только этот вопрос не преподносится различными авторами… Например так - "в чем кошерность лампового звука ?” или "почему ламповые усилители звучат лучше ?”. Я умышленно не стал в заглавии писать, что ламповые усилители звучат лучше, а написал помягче - "по-разному”. Хотя мне лично ламповый звук нравится заметно больше. Но дело в том, что есть и противоположные мнения, поэтому давайте немного углубимся в предмет. Короче, я тоже решил внести свою лепту в копилку версий.
Среди мнений встречаются в литературе и интернете вот например такие:
1. "Транзисторные усилители содержат ООС, а ламповые - нет” http://muz-mics.ru/raznoe/otlichie-lampovogo-usilitelya-ot-tranzistornogo-rol-oos.html. С этим мнением трудно согласиться. Первые ламповые усилители всегда содержали ООС и только в последние 10 лет стало популярно увлечение схемами без нее. А большинство ламповых усилителей мощностью более 10 - 20 ватт вообще трудно сделать без ООС, особенно если в выходном каскаде находится пентод. Вопрос может быть в глубине этой обратной связи, тут я должен согласиться, что глубокая ООС в самом деле делает звук хуже. Но давайте разберемся подетальнее, а чем он становится хуже ? Вот тут вы и найдете ответ почему наличие или отсутвие ООС не может быть причиной различия в звучании ламповых и транзисторных УНЧ. Наличие ООС ( а точнее, глубокая ООС ) делает звук плоским, она разрушает сцену и убивает эмоциональную часть звуковопроизведения. А разве в этом различие в звуке камней и вакуума ? Нет, различие тембральное. А тут ООС ни при чем. Точнее, даже наоборот, наличие ООС теоретически должно тембральные характеристики улучшать, так как снижается КНИ, расширяется полоса воспроизведения усилителя в обе стороны. Но получается как раз наоборот. Так что ООС тут не виновата. Что-то другое.
2. "Транзисторы управляются током, а лампы - потенциалом”. пост нр 79http://www.diyaudio.ru/forum/index.php?topic=1834.60 . Тоже интересное утверждение, интересное тем, что в самом деле биполярные транзисторы упраляются током, в отличие от ламп. Но как быть с полевиками ? Конечно, можно сказать, что они тоже управляются током, только очень малым, но тогда тоже можно скадать и про лампы… И потенциалом управляются только лампы в схемах с общим катодом, а ведь есть схемы с общей сеткой ! Разве они управляются потенциалом ? Но от этого они не звучат по-транзисторному, даже наоборот - соберите схему из моего постаhttp://klimanski.com/?p=1336 с первым каскадом по схеме с общей сеткой - и вы убедитесь, что звучит она даже интереснее, чем каскад с общим катодом. Если говорить о наиболее часто употребляемых ламповых каскадах, а это каскады с общим катодом, то можно сделать одно интересное наблюдение - часто ( правда, откровенно говоря, не всегда ) именно лампы со значительным током сетки дают более богатый эмоционально и более объемный звук. Примеры ? Пожалуйста - 6Н23П, 6С3П, 6Ф3П. Или, например, приобретенная мною недавно для проекта на 6С33С ( см мой пост http://klimanski.com/?p=1253 ) лампа 5693, американский военный аналог 6SJ7 или 6Ж8, имеет по факту - я замерял на Л3-3 - ток сетки даже превышаюший допустимые нормы для 6Ж8. А знаменита эта лампа как раз прекрасным звучанием и она становится редкостью. Это многими замечено, что увеличение тока анода часто ведет к улучшению звука. Но на мой взгляд, сама по себе величина тока анода не так важна. Просто при работе со значительными токами анода мы вынужденно снижаем смещение на сетке, а это при значительно большей мощности, рассеиваемой на аноде приводит к разогреву лампы и росту тока сетки. То есть, как в первом примере, получается опять наоборот - как раз лучше звучат схемы, где лампа все-таки имеет некоторую, пусть небольшую, степень управления током…. Другой пример - от обратного. Типичный пример управления потенциалом - это катодный повторитель, смещение на сетку которого подано с делителя в катоде - такое смещение дает величину входного сопротивление до 30 МоМ. По моему опыту, такие конструкции, как правило, дают плоский звук. Так что и тут можно сказать - вид управления тоже ни при чем.
В чем же тогда причина различий в звучании ламп и транзисторов ? Она на мой взгляд проста. На эту мысль о истинной причине меня навел мой брат Саша ( его многие знают как сначала UQ2OF, а потом UA1ZCL ). Все дело в том, что все полупроводники, независимо от типа конструкции ( биполярные, полевые, BJT и т.п ) имеют одно общее свойство, которое их принципиально отличает от вакуумных приборов - емкость перехода. Точнее, ее зависимость от частоты. Понятно, что вакуумный триод тоже имеет межэлектродные емкости, но так как вакуум есть вакуум, величина этой емкости ни от частоты ни от амплитуды сигнала не зависит. При прохождении же аудиосигнала ( т.е. музыки ) через полупроводниковый триод из-за этой зависимости емкости перехода от частоты и амплитуды мы получаем пусть небольшой по амлитуде, но принципиально неустранимый полностью спектр высших гармоник, который как это установлено тестами и режет ухо. Их, эти высшие гармоники, насколько возможно, пытаются снизить за счет увеличения глубины ООС, но все равно проблемы в полной мере это не решает. А вот спектр гармоник ламп, которые хотя и заметно больше по амплитуде, как правило, не содержит гармоник выше шестой, но обычно дело ограничиваетя первыми тремя. Вот это и есть основная причина "кошерности” лампового звука. Причина - это вакуум. Пустота. Оказывается, от пустоты тоже бывает ооочень большая польза !
|