- Цена, € 9900
- 07/2009 Николай ЕФРЕМОВ www.salonav.com

СИЛЬНОЕ ЗВЕНО
Интегральный усилитель New Audio Frontiers Performance 2A3
Николай ЕФРЕМОВ
Культпоход

Исторические и культурные традиции — великая вещь. У любой страны они прослеживаются в архитектуре, произведениях изобразительного и музыкального искусства. И особенно в Италии, где богатое наследие не только бережно сохраняется, но и трансформируется в современные достижения. Эта страна славится дизайнерскими бюро, модными домами и фирмами, выпускающими роскошную мебель и... эксклюзивную аудиотехнику.
Последняя сфера особенно интересна, поскольку здесь классические представления о красоте и музыкальности воплощаются в железе и дереве. Вот наглядный пример — интегральный усилитель New Audio Frontiers Performance 2A3. Начнем с того, что прямонакальный триод 2A3 уже сам по себе является предметом культа как у серьезных производителей, так и у самодельщиков благодаря ясному, детальному и одновременно теплому звучанию. Многие предпочитают его даже знаменитой лампе 300B, которая хоть и мощнее, но склонна несколько приукрашивать действительность. Да, небольшая мощность, пожалуй, единственный недостаток ламп семейства 2A3 (подробнее о них в подверстке «Вечные ценности»). Но и 12 — 15 Вт в пуш-пулле можно считать вполне приличной отдачей, ведь большинство бытовых усилителей и ресиверов того времени были собраны на пентодах 6BQ5 (EL84/П14П), выдававших примерно такую же мощность. Прелесть триода 2A3 в том, что благодаря великолепной линейности он дает возможность разработчику сосредоточиться не столько на количественных, столько на качественных показателях, и что очень важно — без общей обратной связи. И именно благодаря лаконичности тракта на одних и тех же лампах у всех получается разное звучание. На «голосе» усилителя сказывается все: организация питания, качество трансформаторного железа, разводка земли, материал шасси, тип конденсаторов и даже взаимное расположение деталей схемы. Вот где был простор для творчества и экспериментов! Тем не менее с появлением мощных пентодов EL34, 6550 и KT88 промышленность быстро охладела к 2A3, ведь ватты продавать было значительно проще, чем не поддающееся формальному описанию качество звучания. Интерес к прямонакальным триодам сохранили лишь ортодоксальные радиолюбители и небольшие аудиофильские фирмы с ручным производством.

New Audio Frontiers — именно такое предприятие, основанное около 30 лет назад в небольшом городке на севере Италии несколькими энтузиастами, желавшими «возродить магию натурального и волнующего звучания».
По показателю масса/мощность двухтактник Performance 2A3, пожалуй, чемпион — при 12 ваттах на канал он весит 40 кг. С современной точки зрения это может показаться абсурдом, но не стоит забывать, что здесь мы платим не за количество, а за качество. Платим, кстати, немало — в России усилитель продается за 9900 евро. И еще один момент: звуковое давление, т.е. воспринимаемая ухом громкость, зависит не только от выходной мощности усилителя, но и от чувствительностью акустики.

Интегральник Performance 2A3 имеет традиционную для итальянской школы открытую конструкцию. Изящные боковые накладки изготовлены из красного дерева, а декоративные панели — из лакированной меди. Рекордная масса объясняется невероятными размерами выходных трансформаторов, установленными в задней части. Большое сечение сердечника при прочих равных условиях позволяет снизить искажения, особенно на низких частотах, и получить более глубокий бас. Лампы 2A3 — Golden Dragon, самые лучшие из тех, что производятся в Китае. Перед установкой в усилитель они тщательно проверяются и подбираются в четверки с близкими характеристиками. Драйвером служит двойной триод 5687 от General Electric, а по напряжению входной сигнал усиливается дифференциальным каскадом на ECC803 Gold Tung-Sol . Большой запас усиления наводит на мысль, что в схеме все же имеется ООС, в чем я не вижу ничего плохого, если, конечно, ею не злоупотреблять. Энерговооруженность источника питания невероятно высока — общая емкость конденсаторов фильтра 1360 мкФ, а каждый канал питается от собственного выпрямителя с низким внутренним сопротивлением. Любопытный момент: работающий усилитель сквозь перфорированное днище излучает ровное голубое сияние, но это, скорее всего, не малодушная дань моде — синие светодиоды иногда используются в качестве источников тока для дифференциальных каскадов. А вот что наверняка сделано в угоду современному потребителю, избалованному комфортом — дистанционное управление громкостью посредством массивного пульта. Впрочем, моторизованный регулятор, как и селектор на пять входов, максимально возможного качества, а схема управления полностью развязана по питанию от звукового тракта.

Перед прослушиванием все компоненты прогревались в течение суток на средней громкости. В эксперименте участвовали две пары акустики — Odeon Tosca-S чувствительностью 93 дБ и Nightingale CTR-2, системы открытого типа с двумя внушительными низкочастотниками. Чувствительность итальянских «соловьев» на 3 дБ ниже при довольно сложном импедансе, хотелось посмотреть, как усилитель с ними справится. Источник знакомый — связку Weiss мы тестировали в апреле, подробнее о ней можно прочитать на нашем сайте www.salonav.com.

Итак, начинаем с «Одеонов» и специальной нарезки фонограмм для экспресс-теста звукового тракта [1]. Должен сразу заметить, что Performance 2A3 совершенно не соответствует сложившимся стереотипам о звучании ламповых усилителей. Во-первых, оно быстрое и динамичное, без малейшего намека на вялость или т.н. винтажность. Удар четкий, резкий, с «мясом» и заметной низкочастотной составляющей. Во-вторых, громкость в 18-метровой комнате с серьезной акустической обработкой (см. фото) была вполне достаточной для любой музыки, что совершенно не характерно для 12-ваттника. Это как раз к вопросу о соотношении мощности и чувствительности акустики. Правда, на пиках симфонических фрагментов возникала легкая окраска в верхнечастотной полосе, что говорило о появлении искажений, но чтобы ее заметить, приходилось прислушиваться очень внимательно. Присутствуют и характерные ламповые особенности, делающие звучание очень комфортным. Высокое тембральное и микродинамическое разрешение абсолютно не напрягает слух, музыка живет сама по себе, совершенно отдельно от воспроизводящей аппаратуры.

Источники в сцене уверенно разделяются по глубине, на хорошо сведенных фонограммах задний план может запросто уйти на пару метров за линию колонок. В композиции Дианы Кролл «My Love Is» четко разделяются три плана: контрабас сзади, справа перед ним — сама певица, а остальные инструменты — левее по всей ширине сцены. Очень рельефная картина, почти голограмма. Полной материализации образов препятствует, пожалуй, отсутствие инфранизкой составляющей, из-за чего контрабас представлен своей уменьшенной копией. Но усилитель здесь ни при чем, масштабируют «Одеоны» с 6-дюймовыми мидбасами. И это, пожалуй, единственное замечание к тракту.
Ставлю любимый компакт The Rolling Stones [2]. Полное ощущение свободы, реально трехмерная картина, тембры чисты, вокал выдвинут вперед, как на настоящей сцене. Правильно передаются оттенки настроения, переходы от лирики к эмоциональному всплеску и обратно. Джеггер мастерски это проделывает перед микрофоном, буквально держит слушателя, как опытный театральный актер.

Трио Kimbourgh [3]. Двухмикрофонная запись, минималистский состав: фортепиано, бас, ударные. Запись сделана с колоссальным разрешением, из-за чего часто кажется чересчур контрастной, даже резкой. В нашем случае неприятный эффект сведен к минимуму, верхний диапазон яркий, но не режет слух. Очевидно, это связано с тем, что в спектре прямонакальных триодов отсутствуют составляющие высоких порядков. Основной вклад в общий коэффициент искажений делают 2-я и 3-я гармоники, которые ухо быстро перестает замечать.
Переключаемся на другую акустику — открытые системы Nightingale CTR-2. О них мы как-нибудь поговорим отдельно, сейчас же лишь отмечу, что связка с усилителем Performance 2A3 получилась на редкость гармоничной и по общему экстерьеру, и по звучанию. Басовый регистр заметно расширился, теперь большой барабан чувствовался уже всем телом, контрабас приобрел вполне адекватные размеры. Ударная установка тоже стала более реальной, с мощной, хлесткой подачей. Снижение чувствительности не повлияло на восприятие динамических контрастов, никаких ограничений сверху я не почувствовал. Изменилась и звуковая сцена — при явно раздавшемся масштабе локализация источников стала менее острой. Возможно, оттого, что и сами источники стали крупнее. По пространственным ощущениям открытые CTR-2 чем-то напоминают акустику с круговой диаграммой направленности, они тоже выстраивают очень внушительную картину, но гораздо более подробную и точную.
Оба комплекта, и особенно итальянский, я бы порекомендовал любителям оперы и традиционного джаза — по натуральности вокала и духовых инструментов им просто нет равных. И хотел бы продемонстрировать их оппонентам лампового усиления, чтобы они немножко расширили свой кругозор и, возможно, изменили бы точку зрения. l
КОМПОНЕНТЫ
- CD-транспорт Weiss Jason (€15575).
- Цифро-аналоговый преобразователь Weiss Medea (€13255).
- Акустические системы:
- Odeon Tosca-S (€8610);
- Nightingale CTR-2 (€9900).
- Сетевой кондиционер Pure Power 2000 ($4755).
- Кабели:
- - межблочные Bertram Proxima (€4750);
- - акустические Davinci Audio Reference 2 м (CHF2495);
- - сетевые Fisch Performance-5 (€685), Fisch Performance-3 (€435).
МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ
- 1. Paul’s Peaks, «Two channel demo CD». Сборник фрагментов, составленный Полом Бартоном (PSB Speakers) для тестирования акустических систем.
- 2. The Rolling Stones, «Let It Bleed». ABKCO Music and Records, 1986. Очень разные по звучанию композиции с прекрасным раскладом вокала и инструментов. При всей эмоциональной насыщенности диск оставляет ощущение невероятной легкости.
- 3. Frank Kimbrough Trio, «Lonely Woman». Mapleshade Productions, 1995. Джазовый мэйнстрим в составе: рояль, бас и ударные. Запись аудиофильская, но тональный баланс немного смещен вверх. Прекрасно выявляет гармоники высших порядков.

ВЕЧНЫЕ ЦЕННОСТИ
Впервые информация об этой лампе появилась в справочнике RCA Radiotron Co., Inc. за 1933 год. В отличие от многих других, этот прямонакальный триод изначально разрабатывался для аудио, в частности, двухтактных усилителей, которые должны были озвучивать небольшие кинотеатры, кафе и рестораны. В публикации говорилось, что «благодаря большой рассеиваемой мощности на аноде такой усилитель в классе А может отдать в нагрузку до 15 Вт при искажениях 2,5%, и это настоящий прорыв в сфере аудио». Конечно, нужно учитывать, что акустика тех лет была по большей части рупорной с чувствительностью 100 дБ и выше.
Лампа оказалась на редкость удачной — имела малое внутреннее сопротивление, не требовала высокого напряжения на аноде, а главное, была значительно более линейной, чем популярные в то время триоды 45 и 50. Уже к 1935 г. вслед за RCA к выпуску 2А3 приступили практически все американские производители электровакуумных приборов — General Electric, Ken-Rad, Raytheon, Hytron, Sylvania, National Union и др., а чуть позже появились и европейские образцы с логотипами Brimar (Англия) и Fivre (Франция). Был и советский аналог 2C4C, который очень ценится у аудиофилов до сих пор. Изделия разных фирм и лет выпуска могли слегка различаться по конструкции, но основные параметры у них были схожие: 2,5-вольтовый накал, 15 Вт на аноде и баллон «кобра». В конце 30-х гг. в торговлю поступает первый бытовой приемник Philco 680X с однотактным выходом на 2A3, и в это же время лампа приобретает колоссальную популярность у самодельщиков. Вряд ли можно было найти в то время радиолюбительский журнал, где не было бы схемы на 2А3. Да и сейчас многие продолжают с ними экспериментировать.
В настоящее время лампа в различных модификациях выпускается в России, Словении и Китае. Существует и версия 6B4G со стандартным октальным цоколем и накалом 6,3 В. Цена оригинальных экземпляров Made in USA (как, например, на фото) на аукционах достигает $400 и выше.
Заявленные характеристики New Audio Frontiers Performance 2A3
- Номинальная выходная мощность (8 Ом, КНИ = 5%) 2 х 12
- Входная чувствительность В 1
- Входное сопротивление, кОм 100
- Максимальная потребляемая мощность, ВА 350
- Габариты, мм 560 x 240 x 350
- Масса нетто, кг 40
- Цена, € 9900
- 07/2009 Николай ЕФРЕМОВ www.salonav.com
|