Viber, WhatsApp +7 951 642 97 96
+7(921) 777 40 60

Товаров: 0

На сумму: 0 руб.

Оформить заказ

logo_0

 

Главная / Новости

Новости

Долгожданная новинка!!! Радиолампа ECC83 Genalex Gold Lion NEW29.05.2018 13:36

Долгожданная новинка популярной лампы серии ECC83 Genalex Gold Lion.  NEW , улучшенный вариант, количество ограничено....Подробно на странице лампы >  ECC83 Genalex

 




 Поступили в продажу новые радиолампы 12AX7 Mullard.19.04.2017 14:03

 Поступили в продажу новые радиолампы 12AX7 Mullard.

 

Тестирование 12AX7 Mullard NEW

1.По сравнению с оригинальной старой версией, звучание новинки  изменилось к лучшему. .                                 Дальние тихие звуки слышны лучше
  за счет общего "очищения" звуковой картины .
  Пространство расширилось, заполнилось более телесными образами.
, звук становиться менее "шершавым",
  все стало как-то чище, тоньше, пластичнее и глаже.

2.Высокие стали чище и богаче, особенно на женском вокале.
  Тембровые особенности инструментов на высоких лучше различимы.
   Более точная фронтальная локализация источников
  звука. Динамический диапазон шире, имеет большую протяженность
  вверх. Больше тишины между звуками, и они дольше затухают.
  Больше прелестных тончайших изменений настроения.
  Звучание трепетное завораживающее, лучше передаются оттенки
  и полутона.

3.Басовые звуки стали более  низкими и быстрыми. Небольшие изменения
  ритмического рисунка передаются гораздо лучше, а также больше
  динамические перепады - все это положительно сказывается на
  эмоциональном восприятии. Звучание стало ярче, легче, свободнее.


Заключение.
Новая радиолампа 12AX7 Mullard., подойдет любителям лампового звука, кто ценит в звуке ясные чистые верха, динамику, упругий бас и четкое разделение инструментов.

 




Тестирование новой радиолампы типа 6922/ECC88,30.12.2016 21:28

Новые лампы типа 6922/ECC88 были любезно предоставленной мне Игорем для теста, комплект из 4х ламп без прогрева. С Игорем было принято решение, прогреть лампы примерно 50 часов, для точного теста.

Контрольный тракт состоит из;

CD проигрывателя Meridian G08,                                                                          

Предусилителя Audio Research LS7,                                                                               

Усилителя мощности Krell KST100.                                                                            

Межблочные и акустические кабели MIT Terminator2

Сетевые кабели Shunyata Cobra Z-Tron.                                                                          

Акустика Vienna Acoustic Beethoven Baby Grand. 

Тестирование

   Приступив к тестированию я был приятно удивлён, лампы очень хорошо подошли в комплект и сразу без прогрева заиграли просто здорово! Звук ровный во всём диапазоне, с незначительным тяготением в сторону низкочастотного диапазона. Верх чистый и прозрачный без излишней агрессивности в звучании верхнего диапазона, женского и мужского вокала. Медь в звучании военного оркестра и тарелки передаются очень натурально. Скрипки симфонического оркестра воздушны и детальны, но без излишеств. Середина ровная и голоса певцов звучат натурально, хотя чуть-чуть не хватает тепла. Фортепьяно и акустические гитары великолепны. Их звук благороден и насыщен обертонами и тянущимися послезвучиями. Бас основателен, но не гудящий. Контрабас звучит очень убедительно. Поскольку в музыке я почти ''всеяден", то для тестирования были отслушаны все музыкальные жанры, и лампа везде была на высоте. Прогрев 50 часов практически не изменил характера звучания. Чуть легче стали басы и плотнее нижняя середина, в остальном лампа проявила себя с самого начала очень стабильной.

Замена испытуемых новых ламп на комплект 6922/ECC88 Genalex Gold Lion сразу показала превосходство новой лампы. Звук лампы 6922 Genalex показался пресным и чрезмерно упрощенным. В новой модели лампы 6922 очень высокая динамика и в сравнении с Genalex она кажется более живой.

Следующее сравнение было сделано с винтажной лампой Telefunken.

Итог: Telefunken звучит чуть теплее и воздушней на вокале, но зато она легковесней в басу. В общем, как мне кажется, лампа даже очень удалась. Её хочется слушать и слушать. Она отлично подходит и для рока, а я при тестировании слушал и Led Zeppelin и Beatles, и для джаза, я слушал аудиофильские джазовые записи Chesky Records и Carmen McRae и Randy Crawford, и для классики, а её я переслушал в огромном количестве. И на всех записях новая модель лампы 6922 мне доставила огромное удовольствие.

Вывод;

Думаю, можно поздравить конструкторов лампы с убедительной победой! Лампа удалась!


С уважением, Е. Ольшевский

 




Прослушивание образцов лампы 12AX7, тест №326.09.2016 06:41

TEST коиплект  Проба №2-3_ 

Сравнение звучания опытных образцов лампы 12АХ7 (2-ой и 3-ей
версий) и ламп "Telefunken" (60-х годов выпуска) на
высококачественных звуковых компонентах:


 - Усилитель мощности "Past Audio M-7B"
 - Предварительном усилителе "Past Audio C-9Super"
 - Сетевой фильтр SF-2
 - Акустическая система "Klipsh Cornwall lll
 - Межблочные кабели фирмы "Black Rhodium" "Symphony RCA"

- Акустические кабели фирмы "Black Rhodium"


      КАЧЕСТВО ЗВУЧАНИЕ ЛАМП 12АХ7 2-ой и 3-й версии

1.По сравнению со 2-ой версией глубина, ширина и пространственное
  впечатление изменилось к лучшему. .Дальние тихие звуки слышны лучше
  за счет общего "очищения" звуковой картины (нет "песка" в звуке).
  Пространство расширилось, заполнилось более телесными образами.
  Т.к."песок" стал менее заметен, звук становиться менее "шершавым",
  все стало как-то чище, тоньше, пластичнее и глаже.

2.Все высокие богаче и интереснее, особенно на женском вокале.
  Тембровые особенности инструментов на высоких лучше различимы.
  Шире динамика. Более точная фронтальная локализация источников
  звука. Динамический диапазон шире, имеет большую протяженность
  вверх. Больше тишины между звуками, и они дольше затухают.
  Больше прелестных тончайших изменений настроения.
  Звучание трепетное завораживающее, лучше передаются оттенки
  и полутона.

3.В 3-ей версии улучшилась "энергетика" распределенных в
  пространстве источников звука. Эти источники приобретают большую
  плотность, собранность и "телесность". Одновременно повысилась
  эмоциональная напряженность, драматизм музыки. Т.е становится
  легче улавливать легкие перемены настроения в музыке.

4.Басовые звуки стали более  низкими и быстрыми. Небольшие изменения
  ритмического рисунка передаются гораздо лучше, а также больше
  динамические перепады - все это положительно сказывается на
  эмоциональном восприятии. Звучание стало ярче, легче, свободнее.

5.В 3-ей версии ламп 12АХ7 по сравнению с лампами "Telefunken"
  замечается некоторая легковесность  звуков в басе и верхнем басе.
  Но .......

Заключение.
Очень хороша новая лампа 12АХ7 3-ей версии, подойдет тем любителям , кто ценит в звуке ясные чистые верха, динамику, упругий бас и четкое разделение инструментов, даже в сложных композициях.



Тестирование  ламп проводили в Hi-Fi салоне Экватор.

Девиченский Анатолий

 

 

С уважением

Генеральный директор и главный конструктор

фирмы "Ривер Аудио Дизайн" и "Паст Аудио"

Девиченский Анатолий Николаевич

   Санкт-Петербург

 

Дополнительное прослушивание происходило в; Hi-Fi салоне hi-fi profi, и комнате прослушивания hificomponents;

Кундий Игорь

Николаев Александр

Соловьев Станислав

Дмитриев Вадим
 




Прослушивание образцов лампы 12AX7, тест №224.08.2016 18:27

 Тест новых  радиоламп 12АХ7 / ECC83  для New Sensor Co.

DIAMOND

Тестирование 12АХ7 происходило на 2-х серийных гитарных усилителях "DIAMOND" модель "Nitrux" (USA). И на ламповых усилителях в стерео системах

1.Первые секунды прослушивания просто поражают. Самое главное впечатление - что-то, которое мешало - шумы, (зернистость звука) которые явно не слышны, но постоянно сидели в звуке. Звук стал совершенно другой, как будто играет другой усилитель. "Шумовая вуаль" полностью исчезла во всем диапазоне частот, от самых низких до самых высоких. Звучание богатое, открытое, ясное, воздушное, насыщено мельчайшими нюансами.

2.Полное очищение звука, гораздо меньше интермодуляционной пелены, все звуки существуют одновременно и независимо, не слипаясь, термальные  различия совершенно отчетливы.

3.Пропали какие-то внутренние отражения звука, все яснее и больше тишины между звуками. Очень ровный звук по диапазону частот, меньше агрессивности (достаточно неприятной) в области 3-5 кГц и удивительная отчетливость баса - вплоть до самого глубокого.

4.Главное - насыщение звука живительной энергией, легкая и быстрая атака, значительно большее количество динамических оттенков. Все воспроизводиться абсолютно отчетливо, даже тихие басы гитарной струны.

5.Одновременно новые лампы принесли ощущение удивительно нежного, бережного отношения к мельчайшему тембральному оттенку звука. И на них можно услышать такие детали, на которые штатные лампы только дают намек, не раскрывая их полностью. На новых - яркое и живое воссоздание мельчайших деталей, точное передача фронтов -струны гитары радуют  четкой естественной атакой.

6.На верху диапазона сполна присутствует детальность, хорошо влияющая на воспроизведение игры, когда слышны обертоны струн.

Заключение:

Очень хороша новая лампа серии 12АХ7, она прекрасно проявила себя как в гитарном усилителе, так и в Hi-Fi системах. Теперь можно сказать, что мы реально приблизились к винтажным старым лампам в звучании.

В основном где будет востребована эта лампа ; это в Hi-End усилителях, в микрофонных и пред. усилителях , там где нужно чистое и линейное звучание , с естественной студийной подачей звука

 

Генеральный директор и главный конструктор фирмы "Ривер Аудио Дизайн" и "Паст Аудио" Девиченский Анатолий Николаевич

Прослушивание происходило в; Hi-Fi салоне hi-fi profi , в комнате прослушивания hificomponents, на производстве Tubevoice

Выражаем благодарность всем участникам теста;

 

Девиченский Анатолий "Ривер Аудио Дизайн" и "Паст Аудио"

 

 

Дмитриев Вадим

Полющуковский Владимир

Молчанов Александр

Сенюшин Александр

Соловьев Станислав

Кундий Игорь

 

 Независимое прослушивание на своем  HI-FI комплекте ;

Мельситов Владислав

 

Появилась возможность протестировать  опытные образцы лампы 12АХ7 и я с удовольствием согласился. Итак, лампа тестировалась на однотактном усилителе TRIODE TRV-A88SE. Первое впечатление однозначно – это нечто совершенно отличное от того, что предлагается отечественными брендами(а я имел возможность полностью их отслу слегка выпирает(но не напрягает), нижние присутствуют и в достаточно хорошем объёме. Сцена выстраивается по линии АС ,заполняя всё это пространство. Звук ближе к умеренно тёплому, очень комфортный. Обертоны присутствуют умеренно, хотелось бы слегка по более, но и с присутствующими весьма комфортно. В целом можно отметить просто реальный прорыв в звучании. Хотелось бы доработки в нижней средине(её не хватает) и чуть-чуть добавить воздушности. Отдавать опытные образцы совсем не хочется, после них  12AX7 Electro-Harmonix Gold и 12AX7 General Electric звучат как-то уже не так приятно,как казалось раннее. Надеюсь быть в числе первых покупателей новых ламп.

hifiComponents




Настройка BIAS в ламповом усилителе.04.04.2016 18:35

 

« Назад
 

Что такое BIAS и как его настроить?  05.04.2016 03:19

 

Настройка BIAS в ламповом усилителе.

Превью топика
 

 

Многие владельцы ламповых усилителей рано или поздно приходят к моменту замены ламп. Все бы ничего — очень многие производители строят свои ампы на лампах EL-34, позволяющих производить замену легко и без ковыряния внутри. Однако есть любители усилителей типично американского происхождения (Blues/Hot Rod Deville/Deluxe, Bassman, Princeton и иже с ними), в которых в качестве выходных ламп мощника стоятрадиолампы 6L6. В их числе и ваш покорный слуга. Как быть нам? Попробуем разобраться… 

Компания Mesa Engineering, к примеру, избавляет своих пользователей от необходимости настройки усилителя после замены ламп — они просто продают подобранные и промаркированные фирмой именно к их усилителям лампы, но за это удобство вы платите дороговизной. Тоже вариант решения проблемы для конечного пользователя-музыканта, и неплохой.

 

Определение

Напряжение есть разность потенциалов, вызывющая ток. Сила тока (измеряется в амперах) — это число электронов, проходящих через единицу сечения проводника за 1 секунду. Чем больше сила тока, тем больше значение в амперах, как вы уже догадались. Умножая силу тока на напряжение вы получаете электрическую мощность. Одна важная вещь, которую стоит помнить — это то, что в электричестве частицы с одинаковым зарядом отталкиваются, а с противоположным — притягиваются. Закон притяжения противоположностей. Как с девушками:) Вот так бегут электроны по лампам…

Теперь разберёмся в том, как работают лампы в усилителе. У каждой лампы есть катод, сделанный из материала, который отдаёт электроны при нагревании. Эти электроны с отрицательным зарядом «минус», не сидят на месте и начинают толкаться, при этом распихивая друг друга. И вот на нашем нагретом катоде уже закипают электроны. Для них у лампы есть анод — это пластина с зарядом "+", она притягивает к себе электроны. Электроны летят в эту пластину и становятся частью движущегося напряжения в проводах и проводниках.

Если мы хотим, чтобы наша лампа усиливала напряжение переменного тока, а не выпрямляла его, превращая в постоянный, нам нужно контролировать число электронов, которые проходят через пластину. Для этого в лампе есть специальная решетка-электрод. Она из себя представляет небольшое сплетение проводов, обвитых вокруг катода, но при этом не прикасающихся к нему. Меняя напряжение на этой решетка, мы можем изменять её заряд. Таким образом, она либо притягивает их, либо не даёт электронам проскочить (зависит от напряжения на решетке). Итак, меняя напряжение на этой маленькой решетке, мы меняем напряжение на выходе. Маленькое изменение на входе даёт очень большое изменение на выходе. Вот так работает ваш усилитель.

Итак, с электронами и лампами мы разобрались. Теперь непосредственно к bias'у. По словарю:
Bias — напряжение смещения, (электрическое) смещение || подавать напряжение смещения, подавать смещение

Двигаясь через решётку, электроны её нагревают. Если число электронов, которые проходят через решетку, достигает определенного уровня, она перегревается и разрушается. Нашей лампе приходит конец. Если мы не хотим этого допусить, (а мы, конечно же, не хотим), существует такая вещь как настройка bias'а. Вот это-то и есть подстройка напряжения на той самой решетке. Напряжение смещения (bias voltage) — это источник равномерного напряжения, подаваемого на решетку с целью того, чтобы она отталкивала электроды, то есть она должна быть более отрицательная, чем катод. Таким образом регулируется число электронов, которые проникают сквозь решетку. Напряжение смещения настраивается для того, чтобы лампы работали в оптимальном режиме. Величина этого напряжения зависит от ваших новых ламп и от схемы усилителя. Таким образом, настройка биаса означает, что ваш усилитель работает в оптимальном режиме, что касается как и ламп, так и самой схемы усилителя.

 

Типы настройки BIAS

Существует несколько типов биаса. Первый описан в самом начале статьи — это фиксированный биас. Фиксированный биас, подразумевает одно и то же отрицательное напряжение, подаваемое на решетку (управляющую сетку) лампы. Если же вы видите регулятор напряжения в виде маленького потенциометра, это тоже фиксированный биас, потому что вы настраиваете с его помощью какую-то одну определенную величину напряжения. Однако большинство компаний применяет в схеме своих усилителей технические решения, позволяющие использовать самые разные лампы с различными параметрами.

Еще один способ настройки — это катодный биас. Его принцип заключается не в постоянном напряжении, подаваемом на решетку. Вместо этого между катодом и землёй помещается резистор с большим сопротивлением. Это позволяет стабилизировать напряжение в лампе. Сама схема довольно сложная, поэтому описывать мы ее не будем. Но если вам интересно, можете поискать в сети статьи про «Cathode bias».

Фиксированный биас, как правило, используется в мощных усилителях, а катодный — в маломощных.

Автоматическое смещение обычно получается в результате протекания тока через резистор, включенный между катодом лампы и общим проводником схемы (т. н. «землей»). Примерами такого решения можно назвать VOX AC30, Laney LC30, Peavey Classic 20, Kustom Coupe’72, Matchless Chieftain (также Clubman, DC30) и т. д. Мой второй усилитель, Fender Blues Deluxe'90 также построен по такой схеме биаса.

Настройка тока смещения необходима для правильной работы усилителя с теми параметрами, которые задал для него производитель. Именно его правильная работа и даст вам тот самый звук, ради которого вы амп и покупали. Вдобавок ко всему, правильный режим работы ламп продлевает им жизнь.

 

Лампы

Существует 2 режима неправильной работы ламп — горячий (недостаточное напряжение смещения, лампа пропускает больше электронов, чем нужно и быстро перегревается) и холодный (слишком сильное напряжение смещения, всё наоборот). В горячем режиме сигнал начинает перегружаться раньше, чем обычно, мощность усилителя падает, звук менее объёмный, лампа быстро перегревается и изнашивается. Побочный эффект горячего режима — усилитель звучит громче, кажется что он лучше пробивает, но при этом теряет в объёме. Надо понимать, что это может быть едва заметно. В холодном режиме усилитель звучит стерильно, звук быстро затихает, и усилитель попросту не реализует весь свой проектный звуковой потенциал. Особенно это заметно на малой громкости — звук тонкий, зудящий, вялый и безжизненный. Этот режим также снижает срок службы ламп, но не так радикально как горячий.

Многие известные гитаристы прошлого сознательно разгоняли свои ампы до пределов, лампы в загнанном режиме работали по 6-7 часов и умирали — но благодаря этому мы слышим звуки их гитар, которые стали легендой. Увы, не всем такая роскошь в экспериментах не по карману. Вслед за умершими лампами вполне может слететь и еще N-ное количество элементов схемы. Обилие всевозможных примочек также избавляет вас от необходимости насиловать усилитель для получения нужного звука. Если вы не являетесь квалифицированным электронщиком, такие эксперименты стоит забыть — напряжение анода на лампах как правило выше 300 вольт, и вы рискуете как минимум (если вы достаточно везучи) испортить свое здоровье, а как максимум — усилитель вас просто убьет, и поставят вам его вместо памятника. У «классических» усилителей Marshall 2203 и SuperLead регулятор смещения расположен внутри шасси, причем так, что при его вращении отверткой легко по неосторожности угодить рукой в анодный выпрямитель — а там ни много ни мало, 460 вольт...

Поэтому если ваш усилитель звучит недостаточно объёмно или слишком трудно перегружается, смена ламп и настройка биаса в принципе могут помочь. Однако, если этого не произошло, вместо того, чтобы разгонять усилитель при помощи экстремальных режимов стоит подумать о том, чтобы купить другой усилитель, который изначально вам будет нравиться без всяких настроек. Если же вы техник-маньяк, помните. что производители не просто так проектируют свои усилители. Есть причины, почему они должны работать с определенными параметрами.

 

Конкретный пример

Поговорили мы достаточно, предупреждения возымели свою силу, но вам нужно менять лампы, а техника найти не можете. Хорошо. Вооружаемся полученными знаниями о принципах работы, трезвой головой, парочкой инструментов и вперед! Нам понадобятся отвертка (возможно, две — шлицевая и фигурная) и цифровой мультиметр. Примером послужит мой Fender SuperChamp:

Далее работу производим в следующем порядке:
1. Выключаем усилитель, вынимаем кабель питания из розетки. Если вы пользовались усилителем, то оставьте его на 10 минут, чтобы лампы остыли, а также уничтожилось остаточное напряжение. Во избежание повреждения ламп, нельзя проводить дальнейшие действия, пока они не остыли. 

2. Откручиваем заднюю панель усилителя. Откручиваем винты на верхней и нижней панелях усилителя, соединяющие кабинет и шасси. Отсоединяем кабель, соединяющий усилитель и динамик; это нужно для предотвращения повреждения кабеля пока вы двигаете шасси. Затем вытаскиваем шасси усилителя, двигая его к себе. Некоторые усилители имеют вынесенный наружу подстроечный потенциометр, который облегчает настройку смещения. В Fender Super Champ потенциометр настройки смещения (BIAS) находится на шасси. 

3. Подключаем спикерный кабель сразу после того, как получите доступ к шасси. Для замера смещения необходимо, чтобы все было подключено к усилителю (да и ко всему, амп без нагрузки включать нельзя во избежание перегрева выходного трансформатора и выхода его из строя).
4. Включите питание усилителя. Для настройки тока смещения необходимо, чтобы питание шло по усилителю. На этой стадии необходимо проявлять крайнюю осторожность.
5. Подсоединяем черный щуп вашего мультиметра к шасси усилителя. Шасси – это самое безопасное место для заземления. В случае с Super-Champ так называемый bias test-point находится на ножке резистора R20 (к примеру, в ампах Hot Rod Deville/Deluxe или Blues Delux Reissue тест-пойнт так и подписан: BIAS Test point, так что не ошибетесь).

6. Проверяем показания мультиметра. Правильно отстроенный Fender Super Champ должен показывать 40 милливольт.

Вручную отрегулируем синий потенциометр смещения, расположенный справа на шасси для настройки смещения ламп, и заново проверим показания мультиметра. Это непростой процесс, и обычно на это необходимо несколько попыток. Подстроечный потенциометр сбалансирует ток на каждой лампе, чтобы они получали равную нагрузку. Если вы не можете настроить смещение в 40 милливольт, значит вам попалась бракованная лампа. В этом случае отключите питание, замените все лампы, и попробуйте снова. Важным уточнением является следующее: в рамках гарантийной договорённости разрешается использовать только типы ламп, разрешенные производителем устройства. Если количество выходных ламп больше 1, разрешается использовать только подобранные (matched) комплекты!

Для тех, кто планирует частую смену ламп и хочет экспериментировать с лампами разных производителей, будет удобен вот такой зонд-переходник:

 

7. Отсоединяем контакты мультиметра от шасси, отключим питание и отсоединим спикерный кабель. Задвигаем шасси на место и заново подключаем спикерный кабель. Закручиваем 4 винта на верхней панели кабинета. Работа окончена! Let the guitar ring!

 

Возможные проблемы, связанные с неисправностью ламп в усилителе, описаны в этой статье. Также приведены методы диагностики конкретных вакуумных элементов, рекомендуемые Mesa Engineering.

Лампы для гитарногоусилителя: В чем…
 
Сравнение гитарныхдинамиков / g.a.s. /…
 
 

Комментарии (4)

 
А из-за неправильного напряжения смещения могут возникать посторонние шумы, фон? Я как-то поменял лампы и усилок (Fender Pro Junior — две лампы EL34 и две лампы 12AX7) стал издавать достаточно громкий треск/жужжание. Установка старых ламп обратно не помогла. Он вообще свистеть с ними начал. Хотя до этого на них же ни свиста, ни такого сильного фона не было. Потом я его отдал в ремонт. Они заменили лампу одну в преампе и фон пропал. Осталось лишь едва заметное шипение. Но теперь, через 4 месяца, если поиграть некоторое время с педалью-перегрузом, то комбик снова начинает жужжать. Правда, едва заметно. Но если снимать чистый звук микрофоном, то этот фон вполне себе заметен. Может ли это все быть симптомами как раз неправильной настройки биаса или нет? Спасибо.
 
  •  
  •  
Конкретно диагностировать вот так по фотографии не получится. Может быть так, что лампа попалась бракованная, или даже не одна. А замена радиоламп на старые не дала решения проблемы по причине того, что старые свое отслужили. Симптомы похожи. Еще может быть так, что попалась не айс лампа преампа — я бы задумался о покупке подобранной пары ламп, и до покупки — диагностику домашнюю стоит провести. Чуть позже выложу дополнение к этой статье, это перевод руководства пользователя Мезы Марк 5 по замене ламп.

Неправильное напряжение смещения как правило чаще сами лампы убивает, и надо быть совсем уж наивным, чтобы полностью вышедшие из строя лампы продолжать эксплуатировать.

 

В настоящей статье использованы материалы с  strat-talk.com, fenderforum.com, music-electronics.com, thegearpage.com, wiki.com.

 




Лампы в усилителе. Менять или не менять?04.04.2016 18:15

 

 

 Менять или не менять?

Превью топика
В прошлой статье от 4 сентября мы рассмотрели процесс настройки тока смещения, сиречь, BIAS, после замены ламп в усилителе. Однако, остается открытым вопрос о том, как определить этот самый момент, когда необходима их замена? Нужно ли их менять после n-го количества отработанных часов или репетиций, или после покупки ампа с рук? Внесем ясность в этот вопрос: 

Распространенным заблуждением является представление музыкантов о том, что смена ламп в их усилителе чем-то сродни замене перегоревшей лампочки на кухне или в туалете. Это может быть простительно для обывателя, но оказывается соверщенно неприемлемо для профессионалов и грамотных серьезных музыкантов. Отсутствие освещения вы заметите быстро, а изменения в звуке скорее всего будут происходить незаметно — работаюшая только на 70% своих возможностей лампа тоже звучит, но вот шарм вашего усилителя уже не тот...

Слух искушенные студийной работой режиссеров или продвинутых музыкантов способен заметить такие изменения уже через несколько часов после начала записи, однако гораздо чаще можно видеть музыкантов, считающих замену ламп необходимостью только тогда, когда они перегорели и усилитель уже не работает. Давайте попробуем разобраться, когда же стоит менять лампы. Делать это перед каждым концертом, конечно, не стоит, но и ждать момента, когда израсходовавшая свой ресурс перегоревшая лампа заставит вас в панике искать предохранитель, а того хуже, потянет за собой остальные элементы схемы, с последующим долгим и муторным ожиданием ремонта у мастера, совсем не нужно.

 

Что происходит с лампой?

Лампа представляет из себя вакуумную колбу, в котором есть электродная решетка, к которой мы подаем ток смещения, испускающий пучки электронов катод и анод, эти электроны принимающий. Постепенно в процессе эксплуатации слой катода, излучающий электроны, истончается, беднеет и уже не способен в полной мере отразить параметры исходного сигнала, пока в буквальном смысле слова «не становится полностью лысым».

Как правило, при просадке ламп в американских усилителях (Peavey и Fender) на лампах 6L6 пропадает атакующая острота звука, и он «не прорезает». В британских конструкциях, чаще всего использующих EL34, можно заметить постепенное понижение, или же скачки громкости и тембральное смягчение звука (Marshall, HiWatt, Laney, Park, Orange).

 

Лампы усилителя мощности подбираются в комплиментарные пары, каждая усиливает один из полупериодов симметричного сигнала. Например, в 50W Marshall их будет 1 пара, в 100-ваттном — 2 пары, и т.д. в зависимости от мощности. Но поскольку участники этих дуэтов и квартетов стареют неодинаково во времени, возникает разбалансировка, и как следствие, происходит вычитание гармоник в спектре. Это можно заметить в виде уменьшения сустейна, вплоть до очень быстрого исчезновения звука, неровное звучание отдельных нот аккорда или появления немузыкального грязного дисторшна.

Будьте бдительны! Если вы заметили какие-либо из перечисленных признаков, то это повод задуматься. Но тембральные изменения обычно происходят малозаметно и для гитариста-любителя типична ситуация, когда изредка поигрывая на своем усилителе и через 5 лет все же решив поменять лампы, он вдруг обнаруживает, что звук стал совсем не таким, непревычно жестким и атакующим. На самом деле, такие люди принимают за должное звук сильно изношенных ламп. Есть даже поклонники такой «сглаженности и смягченности», но им тоже не стоит доводить ресурс ламп до предела.

Стоит отдельно упомянуть лампы преампа. Они не испытывают таких экстремальных воздействий и служат в несколько раз дольше выходных. Может потребоваться их замена из-за микрофоники (непрекращающийся свист самовозбуждения, похожий на завязку микрофона) или из-за появления шумов, которые могут появляться и пропадать и принимать в лампах самые причудливые «реалистичные», очертания — от потрескивания туристского костра, шорохов,- до ощущения, что кто-то жарит яичницу у вас на кухне.

 

Диагностика неисправности ламп

Данный раздел является переводом мануала, прилагаемого к Mesa Mark V.

Шум от ламп и микрофонный эффект
Неожиданно вы можете столкнуться с фоном от ламп или заводкой. Нет причины для паники, такое иногда встречается. Как при замене обычных лампочек, вам не нужен специалист для этой операции, и фактически вы будете удивлены с какой легкостью лечатся эти проблемы — путем замены преамповых или мощностных ламп.

Первое что можно посоветовать — это расположить усилитель так, чтобы вам не пришлось нагибаться к лампам. Еще неплохо бы обеспечить адекватное освещение усилителя как для замены ламп. Будьте осторожны прикасаясь к лампам недавно работавшего аппарата — они могут быть экстремально горячими. Если они горячие, а вы не хотите ждать пока они остынут, попробуйте брать их через тряпку. Знайте, что часть лампы ниже посеребренного верха значительно прохладнее, и ее легче брать. Нежно раскачайте лампу вперед и назад, как если бы вы ее вытаскивали.

Диагностика неисправности ламп мощности
Есть два типа повреждений ламп мощности: они либо шумят, либо «садятся». Это может произойти как с большими так и с маленькими лампами, но диагностика и лечение обычно не вызывают затруднений. Если перегорел предохранитель, то проблема скорее всего в сгоревшей power лампе, причем это может быть либо мягкий либо жесткий вариант. В слегка поврежденной лампе электрический ток превышает лимит и идет дальше на плату. Обычно при этом усилитель начинает искажать звук и слегка шуметь. Если это произошло, быстро посмотрите на power лампы в момент включения Standby и попытайтесь определить лампу с ярко красным свечением.
Весьма вероятно что обе лампы в паре будут раскалены с тех пор как неисправная лампа потянула за собой свою пару, но одна из ламп будет гореть ярче — в ней и проблема. Другая пара обычно в полном порядке, если конечно они не горели ярко красным несколько минут.
Так как нет физического замыкания в лампе ( только электроника вышла из под контроля), простое включение режима Standby на некоторое время, а потом снова в режим ON обычно решает проблему, по крайней мере на время. Теперь наблюдайте за лампами внимательно. Если проблема снова появится, испорченная лампа начнет видимо греться быстрее остальных, и таким образом быть обнаружена. Она подлежит замене парной с таким же цветовым обозначением.
Жесткий вариант отнюдь не столь безболезен. В худших случаях яркое искрение появится между платой и катодом с видимым свечением за стеклом и сильным шумом в динамиках. Если это происходит, НЕМЕДЛЕННО переведите усилитель в режим STANDBY. На этот раз предохранитель скорее всего перегорел. Такая неисправность скорее всего вызвана физической поломкой внутри лампы, включая попавшую внутрь грязь или физический контакт между элементами. Замените лампы и предохранители и включите усилитель как описано ранее в инструкции.

Фон от ламп
Часто из-за загрязнения внутри лампы проблемная лампа может быть обнаружена, если при легком постукивании по стеклу вы услышите изменение уровня или типа фона. Некоторый шум в динамиках при постукивании по 12AX7 лампам тем не менее нормален. Ближайшая к INPUT лампа звучит громче, так как ее звук далее усиливается второй лампой 12AX7. или лампой 12AU7 .POWER лампы не должны издавать звуков при постукивании. Если вы слышите хруст или свист при стуке, то возможно вы нашли проблему. Для подтверждения этого переведите усилитель в STANDBY, вытащите лампу из своего гнезда и снова включите усилитель. Ничего страшного в том чтобы использовать усилитель без одной лампы недолго нет. При этом вы можете услышать небольшой шум и нарушение баланса. Каждый раз когда вы пытаетесь вычислить подозрительную лампу, держите руку на выключателях POWER и STANDBY и будьте готовы выключить их немедленно чтобы предотвратить серьезные повреждения.
Если вы думаете что нашли проблемную лампу, но не уверены в этом, мы рекомендуем заменить ее для подтверждения диагностики. Следуйте инструкциям по замене ламп. Вы сэкономите много сил и времени если сделает все сами вместо того чтобы везти усилитель к специалисту, который проведет такие же простые тесты для определения неисправности.

Диагностика PREAMP TUBES
Так как ваш усилитель полностью ламповый, вполен вероятно что вы столкнетесь с небольшим фоном. Нет нужды беспокоиться- в большинстве случаев проблема лечится заменой ламп. Начнем с того что хранить несколько запасных ламп в принципе неплохая идея. Существует множество ситуация с неисправными лампами, они делятся на две основные категории — шум и микрофонный эффект. Шум — это хруст, белый шум, шипение, гудение. Микрофонные проблемы обычно проявляются в форме звона или визга которые усиливается с увеличением громкости или гейна, особенно это заметно на хайгейн режимах. Микрофонные проблемы легко определить, так как проблема остается если громкость на гитаре убрана в ноль или инструмент вовсе не подключен. Микрофонный эффект вызван вибрацией или шоком.

Лучший способ понять что проблема связана с PREAMP TUBES это если она проявляется на определенном канале усилителя. Это поможет вам определить какую лампу нужно менять. Если проблема не относится к определенному режиму или каналу, то она возможно вызвана маленькой лампой, которая разгоняет POWER TUBES для всех режимов и каналов. Это лечится заменой DRIVE TUBE. Эта проблема обычно проявляется во всех вариантах работы усилителя появлением хруста и шума а также падением общей мощности. Усилитель начинает звучать тускло, безжизненно. Но это встречается не настолько часто как севшие POWER TUBES.
Иногда проще менять маленькие лампы одна за одной пока проблема не исчезнет. Но будьте уверены в том что возвращаете лампы на свои места до тех пор пока не найдете плохую. Вы можете заметить что лампа расположенная ближе к INPUT шумит больше остальных, это потому что она стоит в начале цепи и шум из нее разгоняется всеми остальными лампами. Лампа на эту позицию ( обычно обозначенную V1) должна быть наименее шумной. Лампа идущая в конец цепи — прямо перед лампами мощности — может быть шумной не доставляя при этом никаких проблем. Лампы в вашем усилителе расставлены в наиболее подходящие позиции, именно поэтому важно менять их одну за одной. Всегда возвращайте нормально работающую лампу на ее родное место. Усилитель должен быть в режиме STANDBY.
Будьте терпеливы, и велики шансы что у вас получится исправить усилитель самостоятельно. Если вы решеили прислать нам усилитель, отвинтите 4 винта для выдвижения шасси из кабинета, удалите большие POWER TUBES пометив их по месту расположения, выньте RECTIFIER TUBES и также пометьте их. Преамповые лампы можно оставить на местах, либо тоже вынуть и пометить. Обычно их оставляют на местах.

Вот такой получился обзор возможных проблем с усилителями, способами их диагностики и лечения. Всем удачи и поменьше проблем с гиром. Играйте, и наслаждайтесь своим ЗВУКОМ!

В настоящей статье использованы материалы  mesaboogie.com

 




Ламповые усилители12.11.2015 03:10

И все таки, почему ламповые усилители звучат более музыкально, чем тразисторные?

Утверждение о том, что хороший ламповый усилитель отличается лучшим музыкальным звучанием по сравнению с транзисторным, уже не вызывает сомнений в кругах не только аудио экспертов, но и большинства требовательных меломанов и любителей аналогового звучания.

 

Об этом красноречиво свидетельствует неизменное увеличение спроса на ламповые усилители в последнее десятилетие, когда вопрос о замене лампы на транзистор был полностью исчерпан и аудиофилы вернулись к родному ламповому звук. Негативное влияние на отношение к возможностям ламповых усилителей сыграло наводнении рынка дешевой китайской продукцией, убогое звучание которой очень сильно дискредитировало ламповый звук. В итоге все таки пришло понимание, что ламповый усилитель это достаточно серьезное изделие, которое более подходит под определение произведение искусства и ни коем образом не может быть массовым продуктом. Поэтому требованиями к качеству изготовления и выбора комплектующих лампового усилителя всегда максимальные.

Во время самой обычной записи на студийные микрофоны, уровень сигнала содержит пиковые значения, далеко выходящие за пределы диапазона индикатора уровня. Если измерять значения уровня с помощью осциллографа, то окажется, что они легко достигают значения в 1 В. Этот факт общеизвестен. Из-за этого лампа или транзистор, которые используются в конденсаторном микрофоне или микрофонном предварительном усилителе, часто испытывают значительную перегрузку. Хотя эти кратковременные пики не приводят к существенному искажению звучания, всё же они оказывают негативное влияние на то, что мы слышим. Все предусилители (включая и электронику в конденсаторных микрофонах) бывают перегружены этими пиками, но лампы приводят к другому результату, чем полупроводниковые устройства.

Когда перегружается транзистор (дискретный транзистор или операционный усилитель), основной составляющей искажений является третья гармоника и то, как она сказывается на общем звучании, музыканты называют «подавлением». Она не обогащает звучание, а делает его скудным и жёстким, когда присутствует в достаточно большом количестве. А у ламп (в частности триодов) основной составляющей гармонических искажений является вторая гармоника. С музыкальной точки зрения вторая гармоника находится на октаву выше основного тона и остаётся неразличимой в общем звучании, и даже способна сделать звучание более плотным и целостным.

Получается, что лампы звучат лучше, потому что их продукты искажений лучше вписываются в музыкальное звучание. Лампы обеспечивают лучшее преобразование сигнала. В этом основные причины преимущества звучания ламповых устройств.